ВКЛ
A+

© 2022 Орган исполнительной власти.
Комитет образования и науки Курской области.

В КИРО обсудили эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся

Рейтинг:   / 1
1
5
 

17 мая 2022 г. в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся».

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников – одна из задач национального проекта «Образование», направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 

Организаторами Конференции выступила команда региональных координаторов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области:

Долгушина Светлана Викторовна – начальник отдела дошкольного и общего образования комитета образования и науки Курской области,

Соболева Ольга Владимировна – проректор по научной, методической и информационной работе ОГБУ ДПО КИРО, д.псих.н.,

Зимнева Ольга Николаевна – доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, к.ф.н.,

Некрасова Лилия Васильевна – заведующий региональной учебной лабораторией финансовой грамотности, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО, к.э.н.,

Загуменных Нина Александровна – заведующий кафедрой воспитания и управления образовательной деятельностью, к.псих.н., 

Беседина Лариса Александровна – доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н.,

Краснова Наталья Петровна – доцент ЦНППМ ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н.,

Чаплыгина Мария Евгеньевна – доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО,

Булавкина Ирина Владимировна – заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО КИРО.

Конференция проводилась с целью изучения и обобщения инновационного опыта формирования и развития функциональной грамотности как одного из показателей качества обучения в рамках реализации национального проекта «Образование» и обновлённых ФГОС НОО и ООО.

В работе Конференции приняло участие около 700 человек, представляющих 5 субъектов Российской Федерации. Категорию участников Конференции составили руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, методисты муниципальных методических служб, представители органов управления образованием, организации высшего и дополнительного профессионального образования

Основными формами работы Конференции были 

− пленарное заседание,  

− работа четырёх секционных заседаний.

В рамках пленарного заседания состоялось профессиональное обсуждение следующих тем, представленных участникам мероприятия выступающими из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Курска:

  • Преемственность в работе над читательской грамотностью  как фактором успешности обучающегося в начальной и основной школе (докладчик – Кузнецова Марина Ивановна, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, автор учебников для начальной школы, разработчик измерительных материалов для оценки читательской грамотности  в начальной и основной школе, д.пед.н.).
  • Работа с  книгой как верное средство для формирования читательской грамотности (докладчик – Свирина Наталья Михайловна, профессор  кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО, д. пед. н.).
  • Функциональная грамотность – тренд современного образования (докладчик – Соболева Ольга Владимировна, проректор по научной, методической и информационной работе ОГБУ ДПО КИРО, д.псих.н.).
  • Пути формирования функциональной грамотности у обучающихся, для которых русский язык является неродным (докладчик – Смирнова Наталья Леонидовна, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», к.п.н.).

Участники секционных заседаний конференции особое внимание уделили рассмотрению следующих вопросов:

  • Способы формирования глобальных компетенций в школе.
  • Специфика организации практических занятий и разработки заданий для развития креативного мышления обучающихся.
  • Система работы по формированию естественно-научной грамотности школьников.
  • Региональный опыт   формирования  финансовой грамотности школьников.
  • Методы и приемы формирования математической грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
  • От читательской грамотности – к образовательным результатам.
  • Региональный репозиторий как информационный ресурс для работы с нелинейными текстами.

Выступления носили научный характер, были практикоориентированными, способствующими формированию информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогов, методистов ММС, повышению статуса научно-исследовательской деятельности по  вопросам функциональной грамотности, развитию  творческого потенциала педагогических работников. 

Так, на секционном заседании «Методы развития креативного мышления и глобальных компетенций как составляющих функциональной грамотности» освещались  вопросы формирования и развития креативного мышления, являющегося  моделью  «пяти креативных склонностей». Особый интерес у участников конференции вызвали представленные выступающими определённые контекстные, практикоориентированные задачи, которые они системно применяют в развитии этих склонностей. В рамках этого заседания было подчеркнуто, что глобальные компетенции предполагают осведомленность в области глобальных проблем и межкультурного разнообразия, базируются на ценностной основе, осознании своей культурной принадлежности, направленности на понимание ценности другого, ответственности за мир, в котором живет человек, способности продуктивно взаимодействовать в интересах устойчивого развития. 

Секционное заседание «Способы развития математической и финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности» было посвящено рассмотрению современных технологий образовательной деятельности в развитии математической и финансовой грамотности школьников. Акцент в выступлениях был сделан на эффективных методах и приемах формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики. Кроме того, был представлен опыт работы региональной учебной лаборатории финансовой грамотности.

На секционном заседании «Применение естественно-научных знаний в жизненных ситуациях как структурного компонента  функциональной грамотности» учителями биологии, физики, химии общебразовательных организаций Курской области демонстрировался опыт практической деятельности по формированию естественно-научной грамотности обучающихся. Живой диалог участников конференции был посвящен анализу конструктора заданий по естественно-научной грамотности. 

В рамках секционного заседания «Развитие читательской грамотности как интегративного компонента функциональной грамотности» состоялся предметный разговор  о развитии читательской грамотности в ходе изучения различных учебных дисциплин. Говоря об этой  составляющей функциональной грамотности, участники конференции решили, что она может претендовать на место центральной, объединяющей все остальные, ведь именно от того, насколько хорошо сформирована читательская грамотность, зависит общая успешность школьников в достижении образовательных результатов.

Все доклады-презентации представляли собой обобщение и трансляцию практического опыта решения актуальных проблем в области реализации функциональной грамотности. 

Модераторы секционных заседаний резюмировали выступления по вопросам формирования различных аспектов функциональной грамотности с точки зрения актуальности, инновационности, возможности дальнейшего использования, а также отметили высокий интерес участников конференции к представленным материалам.

IMG 20220517 WA0030

IMG 20220517 WA0033

IMG 20220517 WA0027

  • 1
  • obyz
  • k001
  • ГИА
  • k1
  • k1
  • k1
  • k1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 06092021