Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ВЕК ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ

Рейтинг:   / 6
1
5
 

Председатель комитета образования и науки Екатерина Харченко поделилась мнением о поступлении в вуз, о непростом выборе жизненного и профессионального пути, о профориентации и перспективах выпускников, о счастье и гармонии.

Екатерина Харченко: «Моя точка зрения, на которой я стою, и стоять буду: все наши дети талантливы, только нужно определить,
в каком направлении развивать их талант. А для этого их просто нужно любить. Очень сильно любить».

О важности высшего образования

Получать или не получать высшее образование – это всё абсолютно субъективно и индивидуально. У любого человека образовательная траектория должна быть индивидуализирована в зависимости от его предпочтений, склада характера, темперамента, научного потенциала, умственных способностей. Кто-то прекрасный футболист – ему не нужно высшее образование, у него и так всё в жизни будет хорошо, если он попадёт, например в «Спартак». А кто-то феноменальный парикмахер, и всю жизнь будет совершенствовать своё парикмахерское искусство. У меня есть пример, когда женщина с высшим юридическим образованием вспомнила о том, что у неё есть ещё и среднее медицинское, полученное на заре профессионального пути, и ушла в индустрию женской красоты, работает мастером в салоне, совершенно счастлива и гармонична.
Безусловно, сейчас есть возможность обучаться дистанционно, получать практически любые знания. Но когда вы поступаете в вуз, то попадаете в определенный научный, социальный кластер. Ведь человеческое общение уникально, особенно общение с профессорами, у которых большой жизненный опыт, которые повидали мир и имеют опыт работы в реальном секторе экономики, сфере услуг, образовании.
В результате этого общения в социуме, в группе единомышленников вы учитесь публично выступать, принимать решения в условиях неопределенности внешней среды. Высшее учебное заведение формирует такой важный навык, как умение учиться, добывать информацию, систематизировать ее, анализировать, способность упреждать что-либо.
Кроме того, есть такое понятие, как networking – создание сети контактов, формирование определенного социального круга общения, что очень-очень важно. Дальновидные топ-менеджеры из своего круга общения формируют себе очень эффективные команды. Говорят же, что многие в Гарвард, Оксфорд, Кембридж поступают именно для этого. Выпускники этих вузов становятся губернаторами, прокурорами, президентами, министрами. Безусловно, легче решать вопросы, если ты имеешь дело
с хорошо знакомыми людьми, которые могут если не помочь, то хотя бы грамотно проконсультировать или дать дельный совет.

О сложности правильного выбора

Выпускнику в 16-17 лет довольно сложно определиться, чем бы хотелось заниматься, что ему по душе. Не зря в европейских странах молодые люди проводят так называемый gap year – это год после окончания школы, который берётся для отдыха, путешествий, волонтёрской работы, для того, чтобы понять, в какую сторону идти, чтобы принять решение. Как вариант, прислушаться к мнению родителей: с высоты своих лет и опыта они часто упреждающе смотрят в будущее и понимают, какие сферы отмирают, а что будет на пике популярности через пять лет, когда ребёнок выйдет на рынок труда.
Поступать ли в вуз в другом городе или остаться в своём? Кто-то уверен, что лучше учиться в родном городе, где каждый профессор знает своего студента, интересуется его судьбой, трудоустройством. А кто-то считает, что учиться и жить нужно исключительно в столице. Нет единого рецепта. Любой вариант имеет право на существование, нужно исходить из желаний и целей, которые человек ставит, оценивать потенциал, ну и смотреть по возможностям.
Два года назад я сама была мамой абитуриента. Вы даже не представляете, как тяжело позволить своему ребенку сделать собственный выбор. Вспоминаю личную историю, когда я выбрала специальность «Менеджмент». Это было в 1994 году. Моя мама пребывала, мягко говоря, в нестабильном эмоциональном состоянии: «Кто такие менеджеры? Никто не знает, кто такие менеджеры! Кем ты будешь работать? Я понимаю – бухгалтер, ладно финансист, но менеджер…». А я уже тогда знала, что менеджер – это специалист, который управляет людьми, объектами, процессами ради достижения поставленных целей, это мультифункциональный человек.
И спустя двадцать лет я позволила сыну сделать свой собственный, абсолютно осознанный выбор. Сейчас он учится на естественно-научном факультете ЮЗГУ, специальность называется мехатроника и робототехника. Активно занимается научно-исследовательской деятельностью, прекрасно говорит на английском языке – сдал на сертификат TOEFL. И ему нравится направление, которое он выбрал – это разработка экзоскелетов для людей с ограниченными возможностями здоровья.

О перспективных профессиях

Несколько лет назад все хотели быть экономистами, юристами, бухгалтерами… До сих пор мало что изменилось. Все почему-то продолжают бояться сдавать ЕГЭ по физике, химии, биологии, информатике, а по-старинке выбирают обществознание.
Безусловно, перспективны профессии, где требуются такие компетенции, как принятие решений, системность мышления, прогнозирование, аналитические способности, креативность, коммуникабельность. К ним можно отнести и инженеров, если мы говорим о высшем образовании. Например, на атомной станции всегда есть дежурный. Если вдруг загорится «красная кнопка», и что-то случится с автоматизированной системой, действительно будет важна скорость принятия решений, и нужно лицо, которое возьмет на себя ответственность и это решение примет.
Никуда без человеческого фактора и в военной отрасли, а также в сфере услуг, гостеприимства, в ресторанном бизнесе и т.д. Ведь никакой робот с душой, с любовью не приготовит ужин. А как приятно, когда в ресторане гостей встречает улыбчивая администратор, а не бездушный аппарат.
Также востребованы уникальные профессии, где люди могут что-то делать руками: столяр-краснодеревщик, резчик, каменщик – робот не сможет понять, какой камин надо сложить в доме.
Конечно, некоторые сферы претерпевают изменения и отчасти замещаются, например, в банковском секторе, где наблюдается тенденция к сокращению экономистов, бухгалтеров из-за снижения потребности в кадрах, поскольку все пользуются Онлайн-банком или терминалами.
На сегодняшний день появляется масса новых перспективных профессий и специальностей, например, робототехника, 3D-моделирование, прототипирование и многие другие, с которыми можно ознакомиться в специализированном атласе новых профессий Агентства стратегических инициатив.

О критериях выбора вуза

Я рекомендую начать с общедоступной информации на официальном сайте университета: лицензирована ли образовательная деятельность учебного заведения, аккредитованы ли направления, на которые вы собираетесь поступать. Далее есть масса рейтингов, например, Национальный рейтинг университетов, который ежегодно публикует Интерфакс, рейтинг агентства «Эксперт», даже у поисковика Яндекс появился свой рейтинг вузов. Здесь можно посмотреть, на какой позиции находится тот или иной вуз или группа специальностей. Кстати, один из курских университетов по рейтингу «Эксперт» РА находится на 15-м месте по гуманитарным наукам, по социальным – на 24-м, по экономическим – на 19-м месте среди более чем полутысячи университетов России. Есть и международные рейтинги, такие как рейтинг лучших университетов мира британского агентства Times Higher Education.
Стоит обратить внимание на количественные критерии, которые характеризуют деятельность университета: потенциал профессорско-преподавательского состава, количество докторов наук, профессоров в штате по вашему направлению, рабочий учебный план, образовательную программу. Учитывать наличие магистратур, диссертационных советов по направлениям подготовки, потому как диссертационный совет не откроют в том вузе, где слабые специалисты. Посмотреть международную образовательную деятельность, оценить интеграцию в международные проекты данного университета, объем финансируемых НИОКР. Трудоустройство – обязательный показатель. Это множество факторов надо систематизировать и проанализировать.
На данный момент сеть вузов в нашем регионе представлена 18-ю вузами и филиалами, в которых обучается около 45 тыс. студентов. В целом они обеспечивают экономику региона специалистами разного уровня подготовки, разных направлений с учётом траектории социально-экономического развития. Количество бюджетных мест по программам высшего образования в 2017 году осталось примерно на уровне прошлого года – 3377 мест, из них по очной форме – 2465 мест.
А вообще самый основной критерий – зов души. Не надо стремиться попасть на бюджет, и всё равно куда. Есть абитуриенты, которые поступают на стройфак, в СХА, в мед, на юрфак, на историю, и на иняз. Во все вузы подали и ждут, куда попадут. Нужно понимать, кем ты потом хочешь быть. Ведь если человек гонится только за выгодой, престижем, но дело ему не нравится, он будет несчастен, какую бы зарплату ни получал.
Но и нельзя доводить принятие решения до того момента, когда ты стоишь в очереди в приемную комиссию. Знаете, хорошая традиция была раньше подавать документы в один вуз. Т.е. ты на протяжении определённого количества времени уже искал, думал и принимал решение, кем хочешь быть, и где учиться.

О профориентации

Конечно, выбор будущего пути очень сложный. Это вопрос не только ребёнка, но и семьи, и школы. С будущими школьниками нужно начинать работу по профориентации задолго до поступления.
Мое стратегическое видение в том, что ещё с детского сада нужно не только рассказывать детям о профессиях, но и давать руками попробовать разные-разные специальности. В школе для этого есть уроки труда для девочек и для мальчиков, именно для этого организовывают летнюю практику. В некоторых районах есть лагеря труда и отдыха, где ребята могут поработать на комбайне, помочь собрать урожай, что-то смастерить.
Здорово, если родители приходят и на классном часу рассказывают о своей профессии, проводят мастер-классы. Или же ребята сами готовят информацию, кем работает моя мама, мой папа. Очень хорошо, когда есть возможность организовать экскурсию на какое-то предприятие. Я до сих пор помню, как нас возили на пищекомбинат, где работал директором папа моего одноклассника. Помню, как делали в советские времена чипсы, консервы, колбасу, как это всё там было организовано. Так что понятие о производстве и его важности заложилось у меня ещё тогда.
Профориентация – это коллективная задача, которую мы будем ставить на системный уровень и решать. Со следующего учебного года в рамках частного государственного партнерства мы запускаем очень интересный проект. Совместно с кадровыми агентствами и Курским институтом развития образования планируем проводить родительские собрания, на которых будут присутствовать ученики 8-11 классов вместе со своими родителями, а также специалисты кадровых служб, которые разбираются в трендах рынка труда. Будем говорить о профориентации, о новых профессиях, о том, как сделать выбор, на каких сайтах смотреть информацию о вузах, как протестировать способности ребенка для того, чтобы понять, в каком направлении ему нужно двигаться.

О перспективах

Сегодня любой технарь-инженер, например, должен обладать ещё и финансовыми знаниями, разбираться в маркетинге, обязательно знать иностранный язык, т.е. нужны междисциплинарные знания – это, так называемый, метапредметный подход. Поэтому практически все университеты предлагают «пакетные предложения», т.е. не одно, а пару направлений образования: экономика и иностранный язык, экономика и юриспруденция или инженерная специальность и менеджмент. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации не запрещает параллельно получать несколько степеней бакалавра, а потом продолжить своё обучение в магистратуре. Кстати, поступая в магистратуру, студенты чаще всего уже делают более осознанный выбор, потому что они уже понимают, каких знаний не хватает и какие направления им наиболее интересны.
Честно говоря, сейчас не только в вузах, но и в сузах очень достойный уровень подготовки и по рабочим профессиям, и по специальностям СПО (среднего профессионального образования). Многие ведущие компании, такие как «Михайловский горно-обогатительный комбинат», «Курчатовская атомная станция» работают в плотном взаимодействии с образовательными организациями, в индивидуальном порядке готовят себе вплоть до индивидуального обучения уже готовых специалистов. Это раньше в старые добрые времена была такая формулировка, как «молодой специалист». Сейчас корпорациям не нужен молодой специалист, им нужен профессионал со своей точкой зрения, со своим набором компетенций. И это надо понимать, и к этому надо готовиться.
Поэтому СПО – хорошая ступенечка на пути к высшему образованию. Когда со скамьи профессиональной образовательной организации в вуз приходят студенты, они отличаются от бывших школьников. Они уже взрослые, умеют мыслить и что-то делать своими руками. Такие студенты гораздо ответственнее относятся к самому процессу обучения, потому что понимают, что это их цель, и они шли к ней немножечко дольше, чем вчерашние школьники, и они чаще трудоустраиваются в процессе обучения. И я вам скажу, как человек с 17-летним стажем работы в высшем учебном заведении, нормальные студенты на 2-3 курсе уже работают. И когда меня просят дать выпускника хорошего, с мозгами, выходит, что экономистов и юристов действительно много, а вот толковых – очень мало, и их забирают на предприятия уже после практик. Благо, современные государственные образовательные стандарты позволяют учиться по индивидуальной траектории, по индивидуальному графику. Поэтому хорошие перспективы трудоустройства у тех, кто с мозгами, с руками и желанием работать.

О саморазвитии

Я, например, несколько раз жалела, что у меня нет инженерного образования, а теперь понимаю, что и педагогическое было бы нелишним. А в уже очень взрослом возрасте, будучи доктором экономических наук, я получила диплом магистра по журналистике. Нормальный человек постоянно самосовершенствуется, повышает свой профессиональный и квалификационный уровень, расширяет спектр своих компетенций, наращивает свой терминологический аппарат, ставит себе новые цели и идёт к ним.

О возможностях

Когда вы уже сделали выбор, пусть он будет осознанным и сделает вас счастливым, потому что человек от каждого прожитого дня должен быть счастлив, гармоничен, жизнь должна быть сбалансирована.
И не бойтесь ошибаться. Не ошибается тот, кто вообще ничего не делает. Даже если вы поступили, как выяснилось после 3-4 курса не туда, жизнь не останавливается. 21 год – это совершенно юный возраст, и можно, даже работая, получать второе высшее образование, учиться в магистратуре или заново поступить на бакалавриат. Кроме того, сейчас столько различных возможностей переподготовки.
Молодой, активный, ищущий, неравнодушный человек найдёт способ и учиться, и работать, и отдыхать. А студенческие годы вообще, мне кажется, созданы для того, чтобы всё успевать: и читать, и заниматься спортом, и бегать, и плавать, и ходить на сальсу, и учить, например, испанский или китайский язык, и заниматься бисероплетением, писать картины, ездить с друзьями на туристические сборы, в походы, сплавляться по рекам, при этом писать статьи и участвовать в международных конференциях. Сейчас век больших возможностей. Главное – не лениться, захотеть.