Русский жестовый язык является основным средством общения для большинства глухих людей, его используют более 95% инвалидов по слуху. Ранее жестовый язык признавался лишь в качестве средства межличностного общения. 1 января 2013 года в силу вступили поправки в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», благодаря которым жестовый язык получил официальный статус.
В Курской области проживает около 7 200 человек с нарушениями слуха, из них более 4 000 человек общаются жестами. Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на общедоступность образования. Более 110 детей, имеющих нарушения слуховой функции получают качественное и доступное образование в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Владение жестовой речью педагогическими работниками имеет большую социальную значимость, т.к. расширяет возможности коммуникации с неслышащими обучающимися и повышает результативность образовательной деятельности организации.
По инициативе комитета образования и науки Курской области на базе ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» совместно с ОКОУ «Курская школа-интернат» на весенних каникулах, в конце марта 2020 года, была запланирована реализация программы дополнительного профессионального образования педагогических работников г. Курска и Курской области по изучению русского жестового языка. Однако в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и нежелательностью реализации данной программы в формате электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, сроки обучения были перенесены на осень.
Программа предназначена для формирования и развития компетенции владения русским жестовым языком у педагогических работников, осуществляющих деятельность как в отдельных образовательных организациях для детей с нарушениями слуха, так и в условиях реализации инклюзивного образования данной категории обучающихся. Обучение по программе изучения русского жестового языка рассчитано на специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, и составляет 36 академических часов аудиторной работы. Завершается курс проведением контроля знаний по усвоению теоретических и практических основ жестового языка и умений его использования в практическом переводе.
Разработчиками образовательной программы выступили педагоги ОКОУ «Курская школа-интернат», их труд высоко оценили Молчанова Л.Н., доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии ФГБОУ ВО КГМУ и Осокина Л.М., директор НОЧУ «УМЦ ВОГ», которыми были даны положительные рецензии.
В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, вопрос обеспечения права на получение качественного общего и профессионального образования инвалидами по слуху приобретает особую актуальность. Качественное образование является залогом личностного и профессионального роста, достойного жизненного уровня человека.