Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Важнейшим направлением деятельности системы образования Курской области по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является создание вариативных условий для получения образования детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями независимо от тяжести и характера нарушения здоровья.

В образовательных организациях муниципальных районов и городских округов Курской области обучаются более 6500 детей с ОВЗ и инвалидностью.

В дошкольных образовательных организациях Курской области создано единое коррекционно-развивающее пространство, которое представляет собой организованную структуру психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В регионе функционируют 224 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с интеллектуальными нарушениями, где получают коррекционно-развивающую помощь более 3000 воспитанников, из них более 400 детей с инвалидностью.

В системе дошкольного образования созданы необходимые условия для коррекции психического и физического развития детей. В дошкольных организациях имеются сенсорные комнаты, тренажерные залы, массажные кабинеты, бассейны, сауна.

В области функционирует 15 образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в которых обучаются 1664 ребенка (дети с нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями).

В целях расширения доступности образования для детей с инвалидностью, нуждающихся в обучении на дому, в регионе создана модель дистанционного обучения, позволяющая 100% детей с инвалидностью, нуждающимся в данной услуге, получать образование на дому с применением дистанционных технологий как в специально созданном областном бюджетном общеобразовательном учреждении Центр дистанционного образования «Новые технологии», так и в образовательных организациях Курской области по месту жительства.

Одним из ключевых направлений в сфере образования является развитие инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Обучение осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения.

В рамках реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий (дорожной карты) по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Курской области на 2015-2017 годы специалистами Областного казенного учреждения  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (далее - Центр)  проводится координационная и организационная научная, учебная, методическая работа, направленная на сопровождение детей с ОВЗ.

Впервые в Курской области в соответствии с указанным планом в рамках педагогического марафона, посвященного 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, учрежден областной конкурс «Специальный педагог - 2016».

В Курской области реализуется Программа «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016-2017 годы, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 30.12.2015 г. № 968-па, в 2016 году получившая гранд Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) в размере 19,041 млн. руб.

Средства гранда направлены на:

- сетевое модульное обучение специалистов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Сотрудниками Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения разработана модульная программа повышения квалификации — «Технологии разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, имеющих различную структуру нарушений развития». В текущем году отдельные модули данной программы освоили 100 специалистов организаций систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью. В реализации программы повышения квалификации  приняли участие научные сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»;

- мероприятия по социально-бытовой адаптации детей, имеющих различные нарушения развития: опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения. В рамках программы созданы кабинеты социально-бытовой адаптации в ОКОУ «Дмитриевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (для детей с тяжелыми нарушениями речи), ОКОУ «Курская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (с нарушениями слуха), а также двух организациях системы социальной защиты населения: ОБУССО «Беловский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и ОКУСО «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»;

В ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница имени святого великомученика и целителя Пантелеимона» и ОБУЗ «Курский туберкулезный диспансер» осуществляется модернизация системы психолого-педагогической помощи. За счет средств Фонда оборудованы сенсорные комнаты;

- развитие вариативных форм дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Проведена работа по  организации служб ранней помощи в г. Курчатове, г. Железногорске, Рыльском районе;

В ОКОУ «Курская школа «Ступени» подготовлены помещения и приобретено оборудование для 2 групп кратковременного пребывания и 1 лекотеки;

- организация мероприятий по включению детей с ОВЗ и инвалидностью в социокультурную среду здоровых сверстников. Проведен спортивно-оздоровительный турнир «Когда мы вместе» на базе ОБОУ «Школа-интернат №2»  г. Курска, фольклорно-этнографический фестиваль «Возращение к истокам – путь к возрождению», региональный фестиваль «Терешечка». В мероприятиях приняли участие дети с ОВЗ и их сверстники, не имеющие нарушений в развитии.

Мероприятиями программы охвачено более 4 тыс. семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

С 2012 года Курская область принимает участие в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда».

За 4 года реализации Программы на территории Курской области создана сеть из 90 общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с инвалидностью и детей, не имеющих нарушений развития. По результатам  участия в программе образовательные организации оснащены специальным, учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, автотранспортом, созданы условия для архитектурной доступности.

В 2016 году мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей с инвалидностью проводятся в 4 организациях дошкольного образования, а также в 4 общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.

С целью обеспечения гарантии качественного образования детей с ОВЗ  и инвалидностью в Курской области проведена работа по подготовке образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Повышение квалификации по вопросу введения ФГОС ОВЗ осуществлялось на базе ОГБУ ДПО КИРО.  Курсы повышения квалификации прошли 245 руководителей и 625 педагогических работников.

Организовано участие общеобразовательных организаций во всероссийском мониторинге готовности к введению ФГОС ОВЗ.

С целью обеспечения конституционного права каждого ребенка на получение образования ПМПК Курской области проведена работа по приведению в соответствие с действующим законодательством коллегиальных заключений, выданных детям с ОВЗ и инвалидностью, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания и полустационарных организациях социального обслуживания, имеющих в своем составе отделения стационарного социального обслуживания, для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками.

Все дети с ОВЗ и инвалидностью, прошедшие обследование на ПМПК и направленные в учреждения социального обслуживания населения Курской области, получили рекомендации по созданию для них специальных образовательных условий, в том числе по разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ или специальных индивидуальных программ развития (СИПР).

В настоящее время все заключения, выданные ПМПК Курской области, соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказу Минобрнауки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения)», Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

В регионе проводится работа по созданию типовых моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, и центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в целях организации обучения детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (абилитации) инвалидов.

Во исполнение Федерального закона от 01.12. 2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в соответствии с приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» в целях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей инвалидов (далее - ИПРА) в регионе заключено соглашение о взаимодействии,  организован защищенный канал связи, установлено программное обеспечение ViPNet Client 3.Х (КСЗ), организовано электронное взаимодействие между комитетом образования и науки Курской области и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области; получено программное обеспечение, логин и пароль для доступа к базе данных – «витрине» МСЭ, содержащей ИПРА инвалидов (ИПРА детей-инвалидов).

В целях организации работы по реализации ИПРА и передаче сведений об исполнении мероприятий ИПРА издан приказ комитета от 12.01.2016 № 1-4а «Об организации работы по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида», определено ответственное лицо с предоставлением соответствующих полномочий, организован учет выписок из ИПРА, предоставленных ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области».

На сегодняшний день в образовательных организациях области реализуются мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации для 208 детей с инвалидностью дошкольного и школьного возраста.

В регионе ведется системная работа по повышению доступности качества дополнительного образования, увеличению доли детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по программам дополнительного образования.  1 891  ребенок с ОВЗ и  инвалидностью в возрасте от 5 до 18 лет получает дополнительное образование. В целях содействия раскрытию творческого потенциала детей с ОВЗ и инвалидностью Курская  область активно принимает участие в мероприятиях всероссийского и международного уровня. В настоящий момент система дополнительного образования детей Курской области включает 62 организации дополнительного образования.

Созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ уделяется особое внимание в системе профессионального образования.

Удельный вес профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются инвалиды, и лица с ОВЗ по программам СПО в общей численности профессиональных образовательных организаций составляет 71%.

В настоящее время доля образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций составила 15%, что соответствует показателю Государственной программы Курской области «Развитие образования в Курской области».

89% профессиональных образовательных организаций оснащены электронными учебными изданиями (2208 экземпляров).

ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» является базовой профессиональной образовательной организацией, поддерживающей региональную систему инклюзивного профессионального образования.

В течение всего периода получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях их сопровождают социальные педагоги, педагоги-психологи, тьюторы и медицинский персонал, сурдопереводчики.

Одним из основных вопросов профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ является трудоустройство выпускников. В соответствии с потребностями рынка труда в рабочей силе создана система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах на среднесрочный и долгосрочный период. Региональной лабораторией прогнозирования Курского института развития образования на основе опроса работодателей составлен прогноз дополнительной потребности в кадрах. Результаты мониторинговых обследований состояния трудовой сферы Курской области учтены при формировании предложений по контрольным цифрам приема в профессиональные образовательные организации региона. В структуре ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» функционирует региональная лаборатория по сопровождению системы информационного обмена субъектов регионального рынка труда и повышения привлекательности востребованных для экономики региона профессий и специальностей – интернет-сервис «ПрофИнтегратор». На базе ОБПОУ «Курский педагогический колледж» функционирует региональный центр содействия трудоустройству выпускников. Наличие данных структур позволяет инвалидам и лицам с ОВЗ построить свою образовательную траекторию и определиться с выбором будущей профессии, специальности.

В 2016 году Курская область проводит региональный отборочный этап II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В региональном отборочном этапе примут участие около 30 конкурсантов по 8 компетенциям.

 

Информация по выполнению Межведомственного комплексного плана мероприятий (дорожная карта) по вопросу комплексной поддержки и образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ Курской области за 2016 год.

 

Анализ внедрения федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области.

 

Образование детей с ОВЗ и инвалидностью в 2016-2017 учебном году.