СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2008 году комитет образования и науки Курской области обеспечивал целенаправленную работу по модернизации региональной системы образования в целях повышения доступности и качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с потребностями общества и каждого гражданина.

Расходы консолидированного бюджета области на образование в 2008 году составили 7206,5 млн. руб., что в 1,3 раза больше по сравнению с 2007 годом.

Совершенствовалась нормативно-правовая база отрасли. Приняты Законы Курской области: 

- Закон Курской области от 24 марта 2008 г. № 13-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по финансовому обеспечению расходов по предоставлению мер социальной поддержки на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением работникам муниципальных образовательных учреждений»;

- Закон Курской области от 24 марта 2008 г. № 11-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «Об образовании в Курской области»;

- Закон Курской области от 17 июля 2008 г. № 35-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по государственной поддержке муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы».

Принят ряд постановлений Губернатора, Администрации и Правительства Курской области по отдельным вопросам развития системы образования.

Одним  из главных направлений деятельности комитета образования и науки было осуществление мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Образование», важной задачей которого является стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В результате конкурсного отбора из 56 общеобразовательных учреждений области, участвовавших в конкурсе, 27 стали его победителями: 18 сельских и 9 городских школ. На государственную поддержку каждого общеобразовательного учреждения предоставлены субсидии в размере 1,0 млн. руб. из средств федерального бюджета и 75 тыс. руб. из средств областного бюджета, что позволило модернизировать материально-техническую базу, приобрести новейшее лабораторное оборудование, улучшить программное и методическое обеспечение образовательного процесса, повысить уровень профессиональной компетенции педагогических работников этих общеобразовательных учреждений.

Мониторинг результатов инновационной деятельности школ-победителей 2006, 2007 годов показал, что за два года реализации конкурсной поддержки школ совершенствовались критериальная база оценки инновационной деятельности, качество программ развития образовательных учреждений, возникло понимание необходимости развития информационной культуры у участников образовательного процесса, укрепилась материально-техническая база  образовательных учреждений.

В 2008 году впервые в конкурсном отборе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств участвовало и стало его победителем ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж", которому перечислены денежные средства в размере 20,5 млн. руб. из средств федерального бюджета и 500 тыс. руб. из средств областного бюджета на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, включая приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения.

Проводилась целенаправленная работа по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях». Более 9 тыс. педагогов получали ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, на что было предусмотрено 87,6 млн. руб. из средств федерального бюджета и 76,0 млн. руб. – из областного бюджета.

Значительная работа проведена по направлению «Поощрение лучших учителей». Из 113 учителей, принявших участие в конкурсе, победителями стали 89, каждый из которых получил государственную поддержку в размере 100 тыс. рублей из средств федерального бюджета и 5 тыс. руб. из средств областного бюджета. Подводя итоги конкурса лучших учителей в 2008 году, комитет образования и науки Курской области отмечает значительное повышение качества конкурсных материалов, предоставляемых учителями, рост инновационной активности педагогов.

Внедрение современных образовательных технологий и подключение школ к сети «Интернет» послужило началом нового направления интернетизации образования и стало одной из важных составляющих реализации приоритетного национального проекта «Образование».

С 1 октября 2008 года начался процесс поэтапного прекращения оплаты доступа общеобразовательных учреждений к ресурсам сети Интернет из средств федерального бюджета. 126 из 774 учреждений области перешли на финансирование за счет средств областного бюджета.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» продолжалась работа по оптимизации сети школ, расположенных в сельской местности.  На начало 2008/2009 учебного года в области закрыты 24 и реорганизованы 4 общеобразовательных учреждения.

Созданные в ходе реструктуризации в каждом муниципальном районе базовые школы, оснащаются современным учебным, учебно-наглядным оборудованием. В 2008 году за счет средств федерального и областного бюджетов в область поступили 28 школьных автобусов и 128 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов географии, биологии, физики, химии, интерактивные аппаратно-программные комплексы, что позволило обеспечить организованный подвоз школьников в базовые школы, создать условия для посещения школьниками факультативных занятий, занятий по профильным предметам, участия во внешкольной учебно-воспитательной деятельности.

Комитетом образования и науки Курской области  проводилась работа по реализации федеральных программ: «Дети России»,  «Развитие образования на 2006-2010 годы»,  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Социальное развитие села до 2010 года» и областных целевых программ: «Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области» на 2007-2010 гг., «Развитие образования Курской области на 2007-2010 годы», «Пожарная  безопасность образовательных  учреждений  Курской  области» на 2005-2009 гг., «Духовно-нравственное  воспитание  детей и  молодежи Курской  области  на 2006 – 2010 годы», «Школьный автобус на 2006-2010гг.».           

 Проводилась целенаправленная работа по укреплению материальной базы образовательных учреждений области.  В 2008 г. введены в эксплуатацию Верхнерогозецкая основная школа в Советском районе и Краснооктябрьская средняя школа Поныровского района. Вступила в строй после реконструкции Дмитриевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Введен в строй спортивный зал Знаменской средней школы Щигровского района.

 В рамках федеральных программ завершена реконструкция Верхнелюбажской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Фатежском районе, продолжаются работы по строительству детского дома в селе Новоандросово Железногорского района, учебного корпуса Курского государственного университета  и  реконструкции Курского государственного профессионального колледжа, на эти цели направлено  из федерального бюджета  154,44  млн. рублей, из  областного -  9,55 млн. рублей.

Всего на строительство и реконструкцию объектов образования  Курской области в 2008 году было направлено 371,1 млн. рублей. 13 котельных образовательных учреждений области переведены на газообразное топливо.

 Большое внимание уделялось решению вопросов противопожарной безопасности объектов образования. В рамках областной целевой программы «Пожарная безопасность образовательных учреждений Курской области» за  2008 год автоматическая пожарная сигнализация была установлена  в 18 учреждениях образования, на что затрачено около 6 млн. рублей из средств областного бюджета. По состоянию на конец 2008 года  автоматическая пожарная сигнализация  установлена  в 773 из 813 школ области, т. е. в  95 %   школ.

Продолжалась работа по обеспечению качественного, доступного дошкольного образования. Число муниципальных дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 2007 годом увеличилось с 214 до 224, а число воспитанников детских садов выросло за год более чем на 1 тысячу и составило 28 тысяч детей. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, при общеобразовательных школах открыто 336 групп по подготовке детей к школе и разновозрастных групп кратковременного пребывания, которые посещают более 2 340 детей.

Осуществлялись выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Сумма произведенных выплат в 2008 году составила более 41,5  млн. руб. Размер взимания родительской платы во всех муниципальных районах приведен в соответствие с федеральным законодательством и не превышает 20 % от содержания ребенка в ДОУ. 

Более 1,8 млн.рублей выделено из резервного фонда Президента Российской Федерации на укрепление материально-технической базы трех дошкольных образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ДОУ № 102 г.Курска, ДОУ «Здоровячок», ДОУ «Теремок»).

В соответствии с государственным контрактом, подписанным Федеральным агентством по образованию на поставку оборудования в сельские детские сады, осуществлена поставка развивающих игр, пособий, оборудования для детей старшего дошкольного возраста в Михайловский детский сад Железногорского района, Кобыльской детский сад Глушковского района и  детский сад «Марьино» Рыльского района.      

Общее образование – основа системы образования области. В этой системе в текущем году функционировало 831 общеобразовательное учреждение,  где обучались 111,16 тыс. школьников.

Важным направлением деятельности комитета образования и науки Курской области была реализация Федерального закона № 194 от 21 июля 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением  обязательности общего образования». Получение общего образования  осуществляется через различные формы обучения, в том числе, через развитие сети инновационных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ и консультационных пунктов. В текущем году заметно активизировалась работа по организации таких форм обучения, как заочное и  семейное образование, самообразование, экстернат.

В условиях модернизации российского образования продолжается работа по введению профильного обучения путем создания системы специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся.

В ряде школ области были открыты не только профили, обозначенные в документах Министерства образования и науки РФ, но и иные, ставшие традиционными для данного образовательного учреждения. Наиболее распространенными профилями стали физико-математический, химико-биологический, филологический, информационно-технологический. Есть примеры выбора одного или нескольких профилей обучения в школах г.г. Курска, Железногорска, Курчатова. Для школ, расположенных в сельской местности, разработан агротехнологический профиль. Однако, в большинстве случаев (68%) сохраняется система непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.

С 1 сентября 2007 года общеобразовательные учреждения приступили к работе в соответствии с новым базисным учебным планом, в 2007/2008 учебном году участниками образовательного процесса по новым учебным планам стали обучающиеся 1, 5 и 10 классов. В 2008/2009 учебном году в эту работу включены 2, 6 и 11 классы.

Решаются проблемы обеспечения доступности образования, объективной независимой оценки его качества. В этой связи получила дальнейшее развитие система единого государственного экзамена, который проводился в нашей области в 5-й раз.

Особенностью проведения ЕГЭ в 2008 году являлось то, что выпускники XI классов сдавали 4 экзамена в форме ЕГЭ, в том числе 2 обязательных – по русскому языку и математике, и 2 по выбору – химия и биология.

Результаты  ЕГЭ в 2008 году по отдельным показателям лучше, чем в прошедшем году. Средняя оценка по математике - 3,37 балла (в 2007году – 3,2),  по русскому языку - 3,55 балла (в 2007году – 3,54); средний тестовый балл по математике - 40,0 (в 2007 году – 45,9), по русскому языку – 57,0 (в 2007 году – 48,8).

Количество выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике, меньше, чем в 2007 году и ниже показателя среднего по России: 

по русскому языку – 7% (по России – 11,2%, в 2007 году – 8,7%);

по математике – 17,5%  (по России – 23,5%, в 2007 году – 27,3%) .

Выпускники IX классов из 14 общеобразовательных учреждений  г. Курска и г. Курчатова впервые принимали участие в проведении государственной  (итоговой) аттестации по алгебре по новой форме с участием региональных экзаменационных комиссий (РЭК). Качество знаний этих выпускников составило 60,3 %.

В общей сложности в ЕГЭ приняли участие более 18 тыс. человек. Наиболее высокие результаты показали выпускники общеобразовательных учреждений Большесолдатского, Горшеченского, Дмитриевского, Льговского районов, а также городов Железногорска и Льгова.

Низкие результаты ЕГЭ в Глушковском, Пристенском, Октябрьском, Мантуровском и других районах.

Одной из важнейших задач образовательной политики области является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, создание условий для их развития.

В этой связи комитетом проводились мероприятия по обновлению содержания работы с одаренными детьми. Были внесены поправки в программу «Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2008-2010гг» (подпрограмму «Одаренные дети») от 30.04.2008 г. № 624-IV ОД и постановление Губернатора Курской области от 23.05.2008 г.  №  247 «О системе работы с одаренными детьми» в части повышения именных и специальных стипендий Губернатора Курской области в два раза.  По итогам олимпиад и конкурсов 2008 года представлены к назначению именных стипендий 40 победителей и призеров школьных олимпиад, к награждению денежными премиями - 143 призёра олимпиад  и 136 педагогов, подготовивших их.

14 курских школьников по итогам всероссийских и региональных олимпиад, соревнований и конкурсов награждены именными Грантами Президента РФ, из них 5 человек награждены, как победители областных  массовых мероприятий, к которым в 2008 году отнесены олимпиады школьников по краеведению и основам православной культуры.

Наивысших результатов в 2008 году достигла Малышева Елена, выпускница школы № 6 г. Курска, которая стала победителем всероссийской олимпиады по биологии и участником международной олимпиады школьников в Индии.

В области накоплен немалый опыт в проведении областных конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года России» и «Лучшие школы России». Их ежегодное проведение направлено на обновление содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса.

В 2008 году в областных конкурсах приняли участие 20 общеобразовательных учреждений и 23 педагога из большинства муниципальных районов и городов Курской области.

Необходимо отметить целенаправленную работу органов, осуществляющих управление в сфере образования, г. Железногорска, Щигровского, Фатежского, Льговского, Черемисиновского районов, педагогические коллективы и учителя которых приняли активное участие в областных конкурсах педагогического мастерства и стали лидерами в образовании 2008 года.

По итогам областных конкурсов лучшим учителем 2008 года признан Дорофеев Александр Иванович, учитель биологии и химии Пригородненской средней школы Щигровского района, лучшим образовательным учреждением - «Лицей № 12» г. Железногорска. Этот педагогический коллектив, а также Черепанова Вера Александровна, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №11» г. Железногорска, ставшие одновременно победителями конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование», достойно представляли нашу область на Всероссийских конкурсах «Лучшие школы России -2008», «Учитель года России - 2008».

Теоретический и практический опыт лучших учителей и педагогических коллективов области обеспечивает качественно новый уровень образования и укрепляет престиж образования Курской области.

На протяжении ряда лет в области полностью сохраняется система дополнительного образования детей. В более чем в 5 тыс. кружках и секциях 79 учреждений  этой системы обучаются около 70 тысяч человек.

В 2008 году в связи с празднованием 90-летия основания системы дополнительного образования детей заметно активизировалась деятельность названных  учреждений. В области реализуется Программа развития системы дополнительного образования детей. В ноябре 2008г. прошел юбилейный, 10-й областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Проведены торжественные мероприятия, посвященные 90-летию системы дополнительного образования детей.

Одним из приоритетов государственной молодежной политики в области является патриотическое воспитание молодежи. В 2008 году эта работа была направлена на выполнение мероприятий, посвященных празднованию 65-ой годовщины Победы в Курской битве и 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В этой связи возросла роль образовательных учреждений как центров патриотического воспитания. В области работают военно-патриотические клубы, фольклорные ансамбли и студии, школьные объединения по различным направлениям деятельности.

Заметный вклад в воспитание молодежи вносят школьные музеи. В образовательных учреждениях области действуют 266 музеев. Традиционным стало ежегодное проведение смотра музеев. В связи с объявлением  2008 года Годом музеев и традиционной культуры, эта работа была активизирована. Ярким событием этого года стало открытие в областном центре туризма краеведения и экскурсий музея «Курского соловья» - как символа Курского края.

Продолжалась работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в соответствии с одноименной областной целевой программой, важной составляющей которой является преподавание в общеобразовательных учреждениях области курса «Основы православной культуры».

В 2007/2008 учебном году курс ОПК изучался в формах урока (19,7%), факультатива (69,2%) или кружка (10,2%), как часть школьного или регионального компонента.

В г.г. Курске, Курчатове, Большесолдатском, Глушковском, Горшеченском, Дмитриевском, Железногорском, Касторенском, Курском районах благодаря поддержке глав администраций муниципальных районов и городских округов, руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, участию церкви и родительской общественности  задачи  духовно-нравственного  воспитания  обучающихся решаются успешно. В общеобразовательных учреждениях вышеперечисленных территорий  курс преподается в 100%  школ.

В целях совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию в 2008 году был проведен второй межрегиональный конкурс в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». В заключительном этапе Всероссийского конкурса призовые места в пяти номинациях заняли работы 6 курян.

Проводилась целенаправленная работа по улучшению условий обучения, воспитания и социализации воспитанников областных государственных школ-интернатов и детских домов.

Более 522 млн. рублей в 2008 году направлено на содержание интернатных  учреждений из областного бюджета. Привлечено более 7 млн. рублей спонсорских средств и средств шефствующих предприятий. Во всех учреждениях проведены текущие ремонты, большинство школ-интернатов и детских домов отремонтированы капитально. На эти цели израсходовано  более  16 млн. рублей.

Большой объем ремонтных работ выполнен в специальной (коррекционной) школе-интернате № 3 г. Курска, Ивановской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рыльского района, лицее-интернате № 1 и школе-интернате № 4 г. Курска, Пенской, Обоянской, Суджанской школах-интернатах. Осуществлена реструктуризация Горнальской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.  Проведенные мероприятия позволили значительно улучшить условия обучения и содержания воспитанников, в том числе  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей-инвалидов.

Дополнительные средства на проведение капитального ремонта выделены из резервного фонда Президента Российской Федерации на ремонт школы-интерната № 2 г. Курска (1,4 млн. рублей), Теткинской специальной (коррекционной) школы-интерната (7,1 млн. рублей).

Продолжалась работа по укреплению учебно-материальной базы школ-интернатов и детских домов, модернизации специального (коррекционного) образования. В области принята подпрограмма «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» областной целевой программы «Развитие образования Курской области на 2007-2010 годы», предусматривающая осуществление комплекса мер по обновлению качества специального образования, развитию его разнообразных форм.

Впервые в 2008 году в соответствии с Соглашением между Федеральным агентством по образованию и комитетом образования и науки Курской области осуществлена поставка аппаратно-программных комплексов, компьютерной техники, программного обеспечения в школы-интернаты на сумму более 9 млн. рублей. Современное компьютерное оборудование поступило в Дмитриевскую, Курскую и Теткинскую специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты.

Отмечена положительная динамика в сокращении контингента воспитанников учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В школах-интернатах и детских домах их обучается 1054 (в 2007-2008 учебном году -  1138 чел.).

Успешно ведется работа по реализации закона Курской области «О патронатном воспитании». 86 воспитанников школ-интернатов и детских домов находятся на воспитании в семьях патронатных воспитателей.

Большое внимание уделялось организации отдыха и оздоровления воспитанников школ-интернатов. В 2008 году для организации отдыха детей из малообеспеченных семей, детей-сирот была выделена 1841 путевка, в том числе -440 путевок на Азовское море, 1401 - в оздоровительные лагеря Курской области.

Продолжалась работа по совершенствованию психологической и логопедической помощи детям. В 2008 году в области проведен 1-й конкурс педагогов-психологов образовательных учреждений, победителем которого стала Волкова М.Н., педагог-психолог Медвенской средней общеобразовательной школы.

Большое внимание уделено организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа этих учреждений приведена в соответствие с новым Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 288 от 12.03. 1997 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 года).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в 2008-2009 учебном году обучается 1670 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях открыты классы для детей, имеющих выраженные формы ограничений, классы для детей с болезнью Дауна.

Продолжает развиваться интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В общеобразовательных учреждениях действует 264 класса для детей с задержкой психического развития, 79 классов компенсирующего обучения для детей, имеющих проблемы в школьной адаптации и обучении, 57 классов для умственно отсталых детей. В общеобразовательных школах г. Курска и г. Железногорска создано 19 классов для детей, имеющих нарушения зрения.

Более 1700 детей обследовано и проконсультировано специалистами медико-психолого-педагогических комиссий.

Большую работу по диагностике, консультированию, оказанию коррекционной помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья проводит ОГОУ «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». В 2008 году одним из новых направлений деятельности Центра было оказание ранней помощи детям с нарушениями развития.

В Курском институте непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования обеспечивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов отрасли. В настоящее время в институте функционирует 2 факультета, 9 кафедр (в том числе, 3 – вновь созданные), 5 лабораторий, 2 Центра, работает 51 педагогический работник, из них 26 человек (50,9 %) имеют ученую степень.

В 2008 году обучение в институте проводилось по 48 образовательным программам повышения квалификации, в котором принимало участие около шести тысяч педагогов. В целях создания условий, наиболее удобных для слушателей, использовалась практика выездных курсов в сельские районы области.

Одной из государственных услуг, предоставляемых комитетом в целях обеспечения качества кадрового потенциала отрасли, является аттестация работников образования.

В области наблюдается рост числа специалистов, имеющих высшую и первую квалификационные категории: если в 2007 году этот показатель составлял 54 %, то в  2008 г. – 57 % (в т.ч. высшую категорию имеют 11 %, первую – 46 % педагогических работников). Среди руководящих работников школ высшую категорию, как и  в предыдущем году, имеют 16 % работающих.

В целях повышения стимулирующей роли аттестации введена упрощенная форма пакета документов для аттестации лучших учителей и директоров школ, ставших победителями в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победителей и призеров областного конкурса «Учитель года», Всероссийских и областных конкурсов профессионального мастерства.

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения 31 % педагогических работников области награждены отраслевыми наградами Российской Федерации, причем 429 человек получили награды в 2008 году.

Продолжалась работа по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников области  в соответствии со  ст.47 ЗКО «Об образовании в Курской области». На оплату льгот по коммунальным услугам, оплату проезда, льгот по заработной плате с начислениями и выплату 2-х окладов материальной помощи, возмещение процентов по кредитам из областного бюджета израсходовано более 378 млн. рублей, из средств местных бюджетов -145,3 млн. рублей.

В области начата работа по переходу на региональную систему оплаты труда работников образования:

 - разработан перечень  должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности «Образование» для определения должностного оклада руководителей;

- определены примерные показатели и критерии оценивания качества труда, за выполнение которых возможно устанавливать выплаты стимулирующего характера;

- продолжается работа по разработке примерного положения об оплате труда и по определению размеров минимальных окладов (должностных окладов), ставок по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования.

Система профессионального образования Курской области располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования. В системе начального профессионального образования функционируют 24 профессиональных училища и 3 профессиональных лицея с контингентом обучающихся около 9тыс. человек.

Подготовка рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования ведется по 77 профессиям, увеличен прием по специальностям машиностроительного и приборостроительного профиля. Выпускники учреждений НПО востребованы на рынке труда – трудоустройство в первый год после окончания учреждения в соответствии с полученной специальностью составляет 65%. Наряду с профессиональной подготовкой, учреждения начального профессионального образование выполняют важные социальные функции по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Произошло качественное обновление среднего профессионального образования. Число образовательных учреждений указанного типа составляет 42, из них - 15 техникумов, 17 колледжей, 5 училищ и 5 филиалов, с контингентом студентов 21,4 тыс. человек. Подготовка ведется по 83 специальностям. Наряду со средним профессиональным образованием большинство студентов получает и смежную рабочую профессию.

Получает дальнейшее развитие интеграция профессионального образования, осуществляемая за счет сопряжения программ начального и среднего образования, реализации программ повышенного уровня, создания модульных интегрированных программ.  В прошедшем году к трем ранее существующим интегрированным учреждениям добавился Железногорский техникум сервиса и коммерции, преобразованный из профессионального лицея №17.

Продолжает формироваться система частно-государственного партнерства учреждений профессионального образования с заказчиками кадров.

В целом система среднего профессионального образования сохраняет свой бюджетный характер. В учреждениях среднего профессионального образования на бюджетной основе обучаются 70 % студентов. В 2008 году заключены договоры по целевому приему между комитетом образования и науки Курской области и  9-ю образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Система среднего профессионального образования имеет высокий кадровый потенциал. В ссузах работает около 2 200 преподавателей, из них 1 400 человек имеют высшую квалификационную категорию, 137 – степень кандидатов и докторов наук.

Система высшего профессионального образования области представлена 30 образовательными учреждениями, в том числе 9-ю государственными вузами и филиалами и 21-им негосударственным образовательным учреждением и филиалом, в которых обучается 64 786 студентов по 170 специальностям. Кроме этого, в регионе действует 26 представительств вузов.

Продолжается упорядочение сети образовательных учреждений высшего профессионального образования: закрыто 7 представительств московских, брянских и орловских вузов, а также Курский филиал Московского регионального института высшего социально-экономического образования.

Система высшего профессионального образования региона является многоуровневой, включающей все современные ступени образования: бакалавриат, магистратуру, подготовку дипломированных специалистов, послевузовское образование (аспирантура и докторантура), дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). 

Ежегодно вузы региона принимают около 14 тысяч студентов.

Курские вузы активно участвуют в развитии образовательных связей, привлечении на учебу студентов из стран Дальнего Зарубежья. Всего в вузах города Курска обучается около 1,4 тыс. иностранных студентов.

Комитетом совместно с Комиссией Федерального агентства по надзору  в сфере образования и науки проведены проверки 4-х вузов и их филиалов по соблюдению лицензионных условий высшими учебными заведениями. Повторное лицензирование и аккредитацию прошли 9 вузов.

Продолжалась совместная работа с заинтересованными организациями по обеспечению координации и проведению научно-исследовательской работы в сфере образования. В регионе действует 116 научных школ, ведутся научные исследования более чем по 138 направлениям, получили дальнейшее развитие научные разработки и исследования под заказ различных отраслей экономики региона. Совершенствовалось внедрение инновационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов.

С 1 сентября 2009 года область приступает к реализации перехода общеобразовательных учреждений на новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) становится основной формой проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений.  

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов будет организована по новой форме с участием территориальных экзаменационных комиссий.

Основными направлениями работы комитета образования и науки Курской области на 2009 год являются:

-продолжение работы по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития системы образования области;

-реализация приоритетного национального проекта «Образование», продолжение работы по оптимизации сети образовательных учреждений в целях предоставления услуг для обеспечения общего образования; открытие базовых школ в сельских районах области;

-реализация законов Курской области и областных целевых программ по отрасли «Образование»;

-укрепление учебной и материально-технической базы учреждений образования;

-продолжение работы по переходу на региональную систему оплаты труда работников образования;

-продолжение работы по созданию объективной независимой оценки качества образования;

-развитие механизмов государственно-общественного управления в образовании;

-реализация профильного обучения, введение сетевой модели профилизации (кустовых, межрайонных, областных образовательных объединений);

-создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на новый федеральный государственный образовательный стандарт;

-проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена;

-проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по материалам региональных экзаменационных комиссий (РЭК);

-выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, создание условий для их развития в соответствии с новыми подходами к работе с одаренными детьми;

-совершенствование военно-патриотической работы с обучающимися, направленной на подготовку празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне;

-развитие сети учреждений дошкольного образования;

-активизация работы учреждений дополнительного образования детей;

-совершенствование системы непрерывного профессионального образования; создание на базе КИНПО (ПК и ПП) СОО регионального информационно-методического ресурсного центра,  апробация сетевой модели повышения квалификации специалистов отрасли образования; создание информационных ресурсных центров в г. Железногорске, Курчатове, Щиграх;

-дальнейшая модернизация высшего профессионального образования;

-оптимизация сети высших учебных заведений, создание многоуровневых образовательных заведений;

-внедрение в учебный процесс учреждений высшего профессионального образования образовательных стандартов, разработанных с участием работодателей;

-формирование эффективной системы государственно-частного партнерства и механизма его реализации.

вернуться к началу страницы